?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие записи | Следующие записи

“Доживем до понедельника” 40 лет спустя.
Старое кино и новые школьные проблемы глазами нынешних учителей и учеников.
Учитель тогда и сегодня.
Оклад школьного учителя в 70-х годах мог быть достаточно высоким (в зависимости от опыта и квалификации) и доходил до 150 —180 руб.). Это позволяло большинству учителей проводить отпуск у моря, делать крупные покупки (мебель, к примеру) и благодаря высокому статусу чувствовать значимость своей профессии и уважение к себе.

Современное учительство в массе своей неоднородно — слишком большая разница в оплате труда педагогов. Если в столице средняя зарплата учителя сегодня 25 тыс. руб. в месяц (а в элитных гимназиях сумма может “зашкаливать” и за 100 тыс. руб.), то в провинции — значительно меньше (и 3, и 5, и 7 тыс. руб. — в зависимости от статусности региона). Примерно треть учителей вынуждены заниматься репетиторством и работать по совместительству, чтобы не попасть в “долговую яму”.
Согласно данным статистики, современный учитель — это женщина 43 лет. Кстати, вопреки бытующему мнению о засилье учителей пенсионного возраста, их сегодня не так уж и много — не более 12%.

***
В. С.(учитель русского и английского языков, г. Жуковский)
“Мне было лет 14, когда этот фильм вышел на экраны. И я очень хорошо помню день, когда впервые его посмотрел. Вышел, прогулялся и… взял билет на следующий сеанс. Впечатление было сильным, нравилось все: и сама школа, и ученики, и учителя, и как они разговаривали, и идея этого фильма. Это было про нас.
Теперь, имея 25-летний опыт работы в школах, я могу изнутри посмотреть на коллизии той картины, повлиявшей на меня во многом.
В фильме интересно показана проблема двоечников и то, как учителя со здоровым юмором к ним относятся. Тогда мне это не было интересно, а сейчас начал понимать.
А знаменитая ситуация, когда дети пишут сочинение на тему „Что такое счастье?“. Девочка пишет: „Я выйду замуж, у меня будет трое детей, двое мальчиков и одна девочка“. Народ начинает хохотать, а у учительницы шок. Девочка оказалась виноватой непонятно в каких грехах. Это было время, скажем так, акцентированного целомудрия в школьной жизни.
Сейчас школа изменилась в противоположную сторону. Если метафорически сказать, раньше была школа запретов. А сейчас — школа почти что вседозволенности. Мы знаем количество курящих и пьющих школьников и то, как они одеваются. Лично я не ханжа, но с моей точки зрения, майки у девочек с голым пупком отвлекают рядом сидящих юношей от нормальной учебы.
Раньше школа была тоже не идеальна, но у нее была общая советская матрица. В фильме сбалансированы и плюсы, и минусы той системы.
В наше время — отношение к школе еще не до конца разрушено. Лет через 5-10 произойдет серьезная кадровая смена поколения: уйдут учителя, которые застали еще советский порядок, кто придет на смену, вот вопрос.
Школе нужны, что бы там ни говорили, и аналоги прежних „зарниц“, пионерских организаций, и аналоги военного обучения. Признаки хаоса в сегодняшней школе трудно не заметить”.
***
Е. С.(учитель музыки и директор школы N 1923, г. Зеленоград)
Я смотрела „Доживем до понедельника“ будучи ребенком, это было так трогательно. И лишь потом я поняла, что главное в этом фильме — правда. О будничной школе и жизни учителей, как она есть. Где учитель — это миссионер, где учитель — это звучит гордо. К сожалению, слова эти кажутся сейчас какими-то несовременными.
Какие раньше были учителя? Пожалуй, мало что изменилось. Хороших учителей и сейчас много. Первое, что приходит на ум, — фраза „А что у нас есть, чтобы дать этим детям?“. Вот что важно понять: есть ли что-нибудь за душой, что можно отдать детям?
Увы, теперь государство диктует, что школа — лишь сфера услуг. Но я не считаю, что семья должна воспитывать, а школа — нет. Дело в том, что воспитание и образование — неразделимы. Как учить мыслить, не воспитывая сердце? Это не-воз-мож-но. И ребенок должен понимать: школа — не что-то прилагающееся к его жизни. Это и есть этап его жизни, работа, которая должна сделать из него Человека”.
***
Л. С.(учительница немецкого языка, Тамбовская область)
Многие родители считают, что если ребенок пошел в школу, то вся ответственность за его воспитание — лишь на учителе”.
***
Е. В.(учитель русского языка и литературы школы N 1410, г. Москва)
Совсем недавно мы с моими учениками 9 Б класса — вспоминали фильм „Доживем до понедельника“, рассуждали о его сюжете, героях. И пришли к выводу, что картина актуальна и сейчас. Это же лирическая повесть о школе, сложных взаимоотношениях учеников и их учителей, о человеческих чувствах.
И сегодня учитель, подобно классному руководителю 9-го класса (по фильму) Мельникову, не только пытается дать знания детям, но и увлечь их своим предметом, влиять на их души, прививать честность, порядочность, человечность.
Кстати, Мельников был скорее исключением из правил и педагогических принципов, существовавших в советской школе. И таких „исключений“ в современной, теперь уже российской, школе (могу судить по нашему коллективу) стало гораздо больше. Среди нас — учителей — редко встретишь равнодушных или инертных людей. И отношения между учителями и учениками всегда были и будут неоднозначными.
Но во все времена ученик должен быть уверен, что в трудную минуту рядом с ним окажется умный и деликатный педагог”.
***
Дарья С.(ученица 7 “Б”, г. Москва)
Старые картины я не люблю, но эта оказалась исключением. Я даже позавидовала тем, кто учился в школе 40 лет назад, — судя по фильму, они были дружнее, добрее и как-то сплоченнее, чем мы сейчас.
В начале фильма класс бастует „за права личности“, отказываясь идти на урок. Боюсь, наш 7 „Б“ вряд ли устроил бы такую же акцию протеста. У нас дружат „кучками“, и эти „кучки“ враждуют друг с другом. С некоторыми — „изгоями“, „чужими“ — большая часть класса вовсе не общается. И понятие справедливости у нас у всех очень разное. Как и у наших родителей.
Да, мы тоже за права личности — тем более нам недавно читали курс по „правам ребенка“. Но доказываем мы право на свое мнение чаще в коридоре, а не в классе. Не многим хватает смелости и аргументов вступить в полемику с учителем.
В фильме ребята пишут сочинение на тему „Что такое счастье?“. Жаль, нам таких тем не давали. А если бы задали, то я, как и герои фильма, постаралась бы выражать свои мысли свободно, а не в угоду учителю ради „пятерки“. Уверена, что наша учительница по литературе меня бы поняла.
 Да, счастье — это когда тебя понимают. Учителя, родители, друзья, одноклассники. И еще — когда ты понимаешь их”.
***
Дарья Р.(ученица 11-го класса, г. Москва)
„Это не вранье, не небылица./ Видели другие, видел я,/ Как в ручную глупую синицу/ Превратить пытались журавля“.
„Доживем до понедельника“ — это фильм о трех днях жизни обычной школы. Но сколько чувств и переживаний Станислав Ростоцкий смог вместить в эти три дня! Хороший фильм, правдивый, немногословный, и чувства вызывает такие же хорошие, искренние.
И через 40 лет мы так же ценим понимание, верность и способность по-настоящему дружить. А вот все ли из нас могут сказать искреннее „спасибо“ своим учителям? Про себя я знаю точно — скажу, и не раз.
Однажды был такой случай: классе в 7-м мы с одноклассницей решили „нарисовать“ себе в школьном журнале несколько хороших оценок по предметам, которые у нас шли неважно. Конечно же учителя сразу все поняли, директор вызвал родителей в школу… Нас обеих хотели исключить из школы. Спасла классный руководитель. Она поручилась за нас перед директором — ей поверили. И мы остались учиться.
Побольше бы таких учителей, как наша классная, и таких, как молодая „англичанка“ Наташа из „Доживем до понедельника“. Кстати, наша классная тоже вела английский язык. Вот такое совпадение”.

Comments

( 14 comments — Напиши что-нибудь! )
skeily_ramires
Apr. 27th, 2008 05:27 am (UTC)
Я, грешным делом, не верю в таких тинейджеров, как показаны в этом фильме. В этом возрасте даже лучшие из нас жестоки и беспринципны (в моём поколении - совершенно точно).
3hvost
Apr. 27th, 2008 01:11 pm (UTC)
не верю в таких тинейджеров
Послевоенные дети, юные строители коммунизма. Такими их увидел пожилой Ростоцкий.
И все-таки они достаточно близко к реальности показаны.
zadunajskaja_ja
Apr. 27th, 2008 07:36 am (UTC)
Правда.
Правда о школе.
Может, мне повезло просто со школами, и с той, в которой училась, и с той, в которой работала.
А первого сентября - сердце до сих пор щемит, домой прихожу, а цветов нету - как же так?
3hvost
Apr. 27th, 2008 12:56 pm (UTC)
КОЛЛЕГА?!
А я, так и выросла в школе. При наличии мамы-учительницы, школа стала для меня второым домом.
А первого сентября - сердце до сих пор щемит, домой прихожу, а цветов нету - как же так?
У меня те же самые чувства. Правда, на день учителя всегда поздравляют.
zadunajskaja_ja
Apr. 28th, 2008 03:59 am (UTC)
Я ушла из школы десять лет назад.
А здесь, в Чехии, первого сентября цветы не принято носить в школу почему-то.
Несут в последний день занятий перед летними каникулами.
Первый день у них не праздник что-ли?
Даже странно.
3hvost
Apr. 28th, 2008 05:32 am (UTC)
Первый день у них не праздник что-ли?
Есессно. Кто ж празднует начало каторжных работ?! Вот последний день-тут всё понятно. ШВАБОДА!!!И это дело, безусловно,надо отметить.
plushkin_mama
Apr. 27th, 2008 10:56 am (UTC)
А моя "классная" была подругой моей мамы. Моя мама была в курсе ВСЕГО (!!!!!), что происходило со мной в школе!! Как думаешь - могла я любить "классную", да и школу вместе с ней??!!
3hvost
Apr. 27th, 2008 01:04 pm (UTC)
Сочувствую!!! И понимаю, ибо мне было еще хуже!!!
В фильме, конечно, действительность несколько сдобрена розовой краской. Самый достоверный образ-это завуч, она же учительница русского языка , в исполнении Меньшиковой.
Вот кто меня всегда бесил, так это героиня Соколовой с ее монологом про потомственных алкоголиков. А, кто ж вам доктор???
razlik55
Apr. 28th, 2008 07:13 pm (UTC)
Неужели уже 40 лет этому великолепному фильму?Помню, как смотрели его всем классом, как бурно обсуждали, спорили, как все влюбились в Мельникова... Но, наверное, нам повезло, потому что у нас были прекрасные учителя. Когда собираемся всегда вспоминаем их с благодарностью, они дали нам не только хорошие знания, они заложили в нас такие нравственные и человеческие понятия, которые помогают нам всю жизнь.Хотя завуч школы преподовала русский язык и была ещё более заскорузлой, чем в кино, но у нас преподавала недолго, к счастью.
Все, что сейчас происходит в школе -это не вина учителей, а вина чиновников , которые гробят все, что только можно, а учителя пытаются спасти хоть что-то, чем вызывают лично у меня только уважение.
3hvost
Apr. 28th, 2008 07:43 pm (UTC)
Все, что сейчас происходит в школе -это не вина учителей, а вина чиновников
По моему твердому убеждению, до тех пор, пока у нас министром образования и науки будет г. Фурсенко, мы будем ворочаться во всем этом дерьме (простите!)
А учителя, ну, они всегда были разные. Скажем, моя "физичка" не давала нам спуска, задачки решали по физтеховскому учебнику. Хотя, далеко не все собирались учиться в технических вузах. Но так высоко была установлена планка,хочешь-не хочешь, а тянуться приходилось...
А с другой стороны, у биологички под носом я нагло читала книги, а ей было абсолютно индиффферентно.
sulwen_earel
Apr. 28th, 2008 08:03 pm (UTC)
Не хочу даже вспоминать о школе
В университете было здорово. Были хорошие преподаватели. И вообще. А школа была сплошным кошмаров. Все восемь.
3hvost
Apr. 28th, 2008 08:10 pm (UTC)
Представляю, что тогда скажет Саша через год!!!
sulwen_earel
Apr. 28th, 2008 08:14 pm (UTC)
Ну сама посуди :(( учителя меня вечно не любили, одноклассники тоже за редкими исключениями... За что мне школу любить-то?
3hvost
Apr. 28th, 2008 08:16 pm (UTC)
За что мне школу любить-то?
это к вопросу о том, как плохо,когда учитель не вытягивает на фоне ученика!
( 14 comments — Напиши что-нибудь! )
Еврейские праздники

Необычные праздники









HotLog


Сколько дней блогу







Текущий месяц

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Еврейские праздники

Необычные праздники









HotLog


Сколько дней блогу







Powered by LiveJournal.com